КОМПЛЕКСЫ ПОЛНОЦЕННОСТИ

e-4_1Человек постоянно занят тем, что достигает поставленных целей. Кому-то нужны сугубо практические результаты: престижная работа, квартира, машина. Кому-то важны духовные прозрения. Но, даже добившись желаемого, «искатель» не всегда удовлетворен полученным результатом. Возможно, изначально ориентир был выбран не тот, а может, по дороге к цели возникли непредвиденные обстоятельства, в результате которых конечная цель оказалась нежеланной и т.д. и т.п.
Что и как влияет на процесс житейского выбора человека, и в какой степени он подвержен в связи со своим выбором манипуляциям, объясняет теория эгрегоров. Не являясь истиной в последней инстанции, она — эта теория — дает возможность посмотреть на наш с вами мир — мир людей — под несколько иным ракурсом, отличным от уже привычного.
e-1_1Итак, что же такое эгрегор? Эгрегор (от лат. eх-grex, что буквально означает «из стада») — коллективная мыслеформа, возникающая в среде взаимодействующих людей, например, прихожан, членов политических партий, служащих транснациональных компаний, участников фестивалей и т.д.
Удивительно, но факт: механизм возникновения сообществ как коллекционеров аквариумных рыбок, так и мощных политических течений практически одинаков. Группа единомышленников мысленно создает вокруг себя свой собственный и, по их мнению, более счастливый мир. Вадим Зеланд, автор книги «Трансерфинг реальности», пишет: «Энергия мыслей не крутится замкнуто в голове человека, а распространяется в пространстве и взаимодействует с окружающим энергетическим полем. Этот факт сейчас уже мало кто будет оспаривать «.
Есть эгрегоры временные, возникающие (или намеренно создаваемые) под определенную ситуацию. Самые популярные их разновидности — общественное мнение, рекламный пиар и т.д. Есть эгрегоры-долгожители, например, религии, тульские оружейники, бразильский карнавал и т.д.
Крупный эгрегор обычно представля¬ет собой суперпозицию: суммирование в группу «подотчетных» ему субэгрегоров. Его глобальность зависит от количества подчиненных субэгрегоров, а мощь — от степени их исполнительности и покорности. Поэтому филиалы компаний, региональные представительства политических партий, церковные приходы должны быть не только хорошими исполнителями. Они должны и думать в одном направлении с «центром». Если этого не происходит, эгрегор становится слабым.
Эгрегорам присущи как положительные (конструктивные), с точки зрения отдельно взятого человека, черты, так и отрицательные (деструктивные). Конструктивные функции эгрегора: 1) организующая – в чем, собственно и есть суть эгрегора; 2) обучающая – до определенного уровня, пока нет угрозы самому эгрегору; 3) страхующая – поддержка «своих», имеющих проблемы, если таковые не несут угрозы эгрегору. Деструктивные функции: 1) «вампиризм» – эгрегоры «питаются» энергией своих приверженцев и стараются привлечь как можно больше сторонников, чтобы расшириться и увеличить свою мощь; 2) циничность – понятия «добра» и «зла» рассматриваются с точки зрения выживаемости (или угрозы смерти) самого эгрегора (но не своих членов!); 3) механистичность – вектор решений направлен в сторону потребностей среднестатистического члена.
«Коллективный разум» зачастую, набрав значительный вес и энергию, сам начинает диктовать правила поведения. Под его диктатом человек мыслящий превращается в стадное существо ради защиты существования своего эгрегора. В этом смысле показателен пример из недалекого советского прошлого. КПСС, комсомол, пионерия (их коллективный разум) сыграли важную роль в быстром подъеме страны из руин Второй мировой войны, да и в победе в ней. Но когда проблема выживания государства перестала быть актуальной, ярко проявилось угнетающее воздействие партийной идеологии на психику рядового гражданина. Принцип усредненности и подавление даже намеков на инакомыслие сломали тысячи (если не миллионы) человеческих судеб.
Эгрегорианские принципы можно увидеть и в корпоративном духе практически всех успешных компаний современности. Корпоративную культуру — начиная от формы одежды и заканчивая верой в исключительность родной компании — обязаны поддерживать все работники. Умение по-настоящему поверить играет для члена корпорации гораздо более важную роль, чем профессиональный талант. И более того — открывает реальные перспективы карьерного роста. А вот критически на¬строенный профи становится всего лишь ступенькой в чьей-то лестнице к успеху.

ВВЕРХ ПО ПИРАМИДЕ
e-7Современное общество — это комплекс взаимодействующих эгрегоров. Их иерархическую структуру можно представить в виде пирамиды.
Биологическую основу пирамиды формируют территориальные (территориально-национально-семейные) эгрегоры. Задачи, решаемые ими, — воспроизводство населения и сохранение культурных ценностей — сложно переоценить. Но именно в этой среде рождаются монстры национальной не¬терпимости и удушливых семейных традиций в виде калымов, родовой вражды и т.д.
Наиболее безобидными можно считать эгрегоры увлечений. Они подхватывают человека с детских лет и становятся ступенькой для перехода в более мощные и активные эгрегоры: власти и духовно-религиозные.
Основную же роль в обществе играют два класса эгрегоров: власти и духовно-религиозные, разделившие (весьма условно) между собой материальную и духовную сферы влияния на человека.
Эгрегоры власти — самые активные эгрегоры нашего времени, настоящие «дети» своей эпохи. Они формируют политическую карту мира, экономическую мощь государств. Транснациональные корпорации (наиболее яркие из властных эгрегоров) в значительной мере контролируют политику отдельных стран. Деньги — это та кровь, которая несет жизнь по «властным» артериям и венам. Как метко сказал киевский философ Назип Хамитов: «банкиры — это всего лишь пальцы, которыми деньги ощупывают бытие «.
Все, что не вписывается в движение к материальным ценностям, отметается в сторону либо признается чудачеством, которое могут себе позволить либо аутсайдеры, либо «хозяева жизни», которые уже на вершине. Техногенные успехи человечества и относительно высокий уровень современной жизни — достижения властных эгрегоров. Им это было выгодно.
Духовно-религиозные эгрегоры отвечают за обеспечение человечества духовной пищей. Тем, кому набитого кошелька мало (или кому он вообще не нужен) для ощущения полного счастья, предлагается целый набор вариантов религий и духовных течений. При этом деструктивные для отдельной личности аспекты здесь могут быть более искусно завуалированными, но все равно они сохраняются. За последние столетия, когда эгрегоры власти стали набирать мощь вместе с развитием денежных систем и технического прогресса, многие духовно-религиозные эгрегоры, в стремлении не отстать, переняли основные «властные» инструменты и сейчас имеют вид преуспевающих финансовых контор.
Весьма любопытно выглядит в сов¬ременном мире феномен телевидения. С одной стороны, это типичный инструмент воздействия эгрегоров власти, с другой — у него есть все признаки культового сооружения: храмы (телевышки), жрецы-заклинатели (телеведущие), массовые экстатичные действа (телесериалы, поля чудес и т.д.).
Вершина пирамиды — эгрегор цивилизации. Эгрегором его можно назвать весьма условно, потому как его масштабы выходят далеко за рамки определения данного понятия. Цель его — существование и развитие цивилизации людей как таковой.

ВЛАСТЬ ИМЕЮ
e-13На первый взгляд, путь к успеху открыт перед любым гражданином, готовым принять условия эгрегора, жить по его гласным и негласным законам. Ведь эгрегор активно поддерживает своего участника, который, в свою очередь, от¬дает ему энергию. Но не все так просто. Здесь необходимо учесть распределение мест в эгрегоре. А его лучше всего описывает древневосточная система каст (см. «Структура эгрегора»).
Шудры — рабочие. Составляют трудовую массу эгрегора. Цель шудры — выполнить определенную работу «от» и «до» и получить за нее плату, которой хватит на прокорм себя, семьи и на покупку некоторого набора удовольствий.
Вайшьи — торговцы, ремесленники. Умеют создавать добавленную стоимость, а не просто механически отрабатывать определенное время за фиксированную плату. Могут руководить некоторым количеством шудр.
Кштарии — воины, цари, творцы. Способны охранять и расширять границы эгрегора как на полях военных сражений, так и в творческо-научных битвах (полководцы, ученые, художники и т.д.). Определяют направления деятельности для вайшьев.
Брахманы (один из их видов) — управители. Отвечают за существование эгрегора в целом. Управляют абстрактными потоками денег, товаров, людей. Отдельные персоналии, за исключением некоторых, особо важных для эгрегора кштариев, их не интересуют.
В современной теории управленческого менеджмента есть похожее разделение сотрудников компании на четыре категории:
• персонал низшего звена: сотрудники, способные исполнять только простые задачи;
• менеджеры среднего звена: сотрудники, умеющие самостоятельно принимать решения по ограниченному кругу проблем;
• менеджеры высшего звена: сотрудники, умеющие не только принимать ответственность за собственные решения, но и ставить важные для компании задачи для исполнения их подчиненными;
• управляющие (владельцы) компании, определяющие место компании в окружающем бизнес-пространстве.
islam-1Но кастовое разделение в Древнем Востоке было очень жестким. Человек, рожденный в семье шудры, практически не имел шансов стать даже вайшьей. Для оптимального функционирования эгрегору нужно определенное количество вайшьев, кштариев (не говоря уже о брахманах). Не больше и не меньше. Именно поэтому множество имеющих таланты и достоинства не могут прорваться наверх. Они остаются невостребованными «здесь и сейчас».
Да, уровень развития большинства цивилизованных стран позволяет представителям того или иного слоя населения чувствовать себя материально обеспеченными. Но для многих этого мало. Поэтому очень часто возникает ситуация, когда человек не может получить то, что «душа просит», но вынужден втискиваться в рамки, навязанные ему извне. Отсюда депрессия и апатия, которые стали настоящим бичом современного общества. Феномен человека намного глубже и богаче, чем «сознание» любого из самых активных современных эгрегоров.
Поскольку он, Человек, этот эгрегор своей деятельностью и породил, следовательно, можно оценить варианты взаимодействия с эгрегором с вы¬соты «творца».

САМ СЕБЕ ЧЕЛОВЕК
e-10Пару тысячелетий назад, когда общество было структурировано намного жестче, чем сейчас, конфликт с эгрегором делал человека изгоем и ставил его на грань выживания. Современный же мир выглядит причудливой смесью концепций, традиций, течений, и здесь любой здравомыслящий гражданин теоретически может не единожды менять свой статус, религию, гражданство и так далее, не опасаясь, что это приведет к роковым последствиям.
Варианты же взаимодействия с эгрегором таковы:
1. Принятие эгрегора. Это самое простое и распространенное решение проблемы. Не всех же мучают поиски чего-то большего в жизни, чем то, что предлагается этой самой жизнью. Общество в целом на это и настроено. И адаптация к общепринятым системам ценностей — основной посыл современной традиционной психологии. Множество книг по типу «Как стать…», «Как заработать…», «Как добиться…» и т.д. на самом деле не раскрывают секреты успеха, а формируют правила поведения. Кому-то удастся попасть на волну успеха и реализовать так называемую «американскую мечту». Для этого необходимо уметь следовать правилам, которые не всегда согласуются с принципами морали. У многих сильных мира сего есть «скелеты в шкафу», которых они предпочитают никому не показывать.
2. Отказ от эгрегора. Вариант полного отказа от участия в эгрегорах — самое радикальное из возможных решений. Однако при нынешней жизни, пожалуй, маловероятное. Ведь такой человек, не принимая участия в «коллективном разуме», должен удовлетвориться либо жизнью отшельника (в духовно-религиозном эгрегоре), либо бомжа или бродяги (в эгрегоре власти). Хотя многие выдающиеся и успешные художники, писатели, философы выбирают вариант мягкого отшельничества, «всплывая на поверхность» лишь на короткий промежуток времени для обмена плодов своего творческого гения на набор материальных благ. То есть, они вступают в кратковременные отношения с определенным эгрегором, которому данный вариант сотрудничества выгоден, так как шедевры мастера в дальнейшем становятся достоянием самого эгрегора.
Яркий пример — Петр Мамонов, актер, поэт, музыкант, лидер легендарной группы «Звуки Му». Большую часть времени он живет с близкими в глуши, в деревне. Лишь время от времени «выстреливая» в обществе новой театральной соло-постановкой либо ролью в кино (к слову, последний фильм «Остров» с его участием стал лауреатом престижной премии).
3. Создание собственного эгрегора. Монстры империй, религий, бизнеса возникают зачастую как будто из ниоткуда, поднимаясь исключительно на таланте, драйве, харизме лидеров, и превращаются в символы своей эпохи (Советский Союз Ленина — Сталина, нацистская Германия Гитлера). Либо примеры попроще: религиозные секты … которыми изобилует мир.
4. Игра с эгрегором. Если человек представляет границы, в которых властвует эгрегор, и механизмы его функционирования, он вполне может, используя особый психологический инструментарий, стать неуловимым для эгрегора. И при этом он будет находиться в зоне владений эгрегора, пользоваться его благами, но избежит деструктивного влияния эгрегора. Подобные методы основаны на нестандартных мышлении и поведении. То есть игрок исполняет роль, отведенную ему эгрегором, «не вживаясь» в нее, как бы не всерьез. Однако игра должна быть качественной, потому как эгрегор вполне может по-станиславски заявить «Не верю!» и принять меры по устранению чуждого элемента.
Карлос Кастанеда, исследователь традиций древних толтеков (в буквальном переводе с языка ацтеков, толтек означает строитель, умелец, человек Знания), такой игровой стиль поведения назвал «контролируемой глупостью». В религиозной среде ярким примером подобного стиля является суфизм, возникший несколько веков назад в недрах ислама, одной из самых строгих религий современности. Для суфиев священные тексты — сборник остроумных притч-анекдотов; носитель мудрости — Ходжа Насреддин, путешествующий на осле; ритуальное богослужение — танец в виде знаменитых суфийских кружений. Все подчеркнуто несерьезно и весело. Именно этой традиции придерживался Мирзакарим Норбеков, разрабатывая свой уникальный стиль психотренингов. Он постоянно твердит, что «опыт дурака» может постичь любой, кто в этом нуждается.
Другой пример игр с эгрегором — метод Вадима Зеланда, названный им «трансерфинг реальности». Автор образно сравнивает процесс со скольжением серфингиста по гребню волны.

Принять ли правила чьей-то игры, придумать свои или вообще отказаться от любых правил — выбор всегда за человеком. Бессмысленны только пределы, которые он сам себе постоянно пытается установить. Осознавшая свою беспредельность Личность практически неуязвима.
«Те, кто освободились от гнева и всех материальных желаний, осознали свое истинное Я, успокоили ум и неустанно стремятся к совершенству, очень скоро обретут освобождение, постигнув Высшую Истину» (Бхагавад Гита 5.26)

Изначальный вариант статьи в журнале «Бизнес» 8 / 19.02.07.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *