ДОБЛЕСТЬ И МУДРОСТЬ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО

alexsandr_makedomskiyКак мыслил, действовал и умер великий полководец

(По жизнеописанию Плутарха)

 

Жизнь и смерть этого человека необычны и таинственны. Он был достаточно молод для ярких побед и мудрости. Еще в юности Александр ради спора обуздал неукротимого и дикого коня, ослепив его, повернув мордой к солнцу. Видя это, его отец Филипп со слезами гордого предвидения изрек: «Ищи, сын мой, царства по себе, ибо Македония для тебя слишком мала!» Великий Аристотель стал учителем Александра, выковывая в нем будущего завоевателя и властителя мира.

Каждая судьба, сотканная из решений и поступков, – это урок, который предвещает судьбу тех, кого он призван научить. Поэтому, в этой статье мы остановимся только на некоторых поступках из жизни Александра, — интересных и необычных для характера завоевателя.

 

Отношение к разврату и насилию.

Глядя красивых и статных пленниц, Александр говорил, шутя, что вид персиянок мучителен для глаз. Желая противопоставить их привлекательности красоту своего самообладания и целомудрия, царь не обращал на них никакого внимания, как будто они были не живыми женщинами, а безжизненными статуями.

Узнав, что два македонянина, служившие под началом Пармениона, — Дамон и Тимофей,  обесчестили жен каких-то наемников, царь письменно приказал Пармениону в случае, если это будет доказано, убить их, как диких зверей. В том же письме царь пишет о себе дословно следующее: «Никто не сможет сказать, что я видел жену Дария, желал ее увидеть или хотя бы прислушивался к тем, кто рассказывал мне о ее красоте».

Александр говорил, что сон и близость с женщиной более всего другого заставляют его ощущать себя смертным, так как утомление и сладострастие проистекают от одной и той же слабости человеческой природы.

 

6Отношение к еде и пьянству.   

Александр отличался также крайней воздержанностью в пище. Одним из таких доказательств были его слова, обращенные к Аде, которую он назвал своей матерью и сделал царицей Карий. В знак любви Ада ежедневно посылала ему изысканные яства и печения, а  потом отправила к нему своих самых искусных поваров и пекарей. Царь велел передать Аде, что он не нуждается ни в ком и ни в чем  подобном, так как его воспитатель Леонид дал ему лучших поваров: для завтрака — ночной переход, а для обеда — скудный  завтра. «Мой воспитатель, — сказал он, — имел обыкновение обшаривать мою постель и одежду, разыскивая, не спрятала ли мне туда мать какого-нибудь лакомства или чего-нибудь сверхположенного».

И к вину Александр был привержен меньше, чем это обычно считали. Он мог долго засиживался за пиршественным столом, но в действительности Александр больше разговаривал, чем пил, и каждый кубок сопровождал длинной речью. Да и пировал он только тогда, когда у него было много свободного времени. Если же доходило до дела, Александра не могли удержать, как это не раз бывало с другими полководцами, ни вино, ни сон, ни развлечения, ни женщины, ни занимательные зрелища. Об этом свидетельствует вся его жизнь, которую, как коротка она ни была, он сумел заполнить многочисленными и великими подвигами.

 

В свободные дни Александр, встав ото сна, прежде всего, приносил жертвы богам, а сразу после этого завтракал сидя. День он проводил в охоте, разбирал судебные дела,  отдавал распоряжения по войску или читал.

 

Отношение к роскоши и негам.

Когда Александр видел, что его приближенные изнежились вконец, что их роскошь превысила всякую меру, он мягко и разумно упрекал их. Александр высказывал удивление, как это они, побывавшие в стольких жестоких боях, не видят, что нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд? «Сможет ли кто-либо из вас, — говорил он, — сам ухаживать за конем, чистить свое копье или свой шлем, если вы отвыкли прикасаться руками к тому, что всего дороже, — к собственному телу?» Сам он еще больше, чем прежде, подвергал себя лишениям и опасностям в походах и на охоте.

 

Намереваясь отправиться в Индию, Александр увидел, что из-за огромной добычи войско отяжелело и стало малоподвижным. Однажды на рассвете он велел нагрузить повозки, и сначала сжег те из них, которые принадлежали ему самому и его друзьям, а потом приказал поджечь повозки остальных македонян. Оказалось, что отважиться на это дело было гораздо труднее, чем совершить его. Лишь немногие были огорчены, большинство же, раздав необходимое нуждающимся, в каком-то порыве восторга с криком и шумом принялось сжигать и уничтожать все излишнее. Это еще более воодушевило Александра и придало ему твердости.

 

Храбрость и мужество.

В боях Александр подвергал себя множеству опасностей и получил несколько тяжелых ранений. Войско же его больше всего страдало от недостатка в съестных припасах и от скверного климата. Александр стремился дерзостью одолеть судьбу, а силу — мужеством, ибо он считал, что для смелых нет никакой преграды, а для трусов  нет никакой опоры.

 

Сражение благодеяниями.

Первая страна в пределах Индии, в которую вступил Александр, по размерам не уступала Египту, была к тому же плодородной и богатой пастбищами. Царя этой страны звали Таксил и, будучи мудрым человеком, он приветливо принял Александра и сказал ему: «Зачем  нам воевать друг с другом, Александр, — ведь ты же не собираешься отнять  у  нас воду и необходимые средства к жизни, ради  чего  только  и  стоит  сражаться людям разумным? Всем остальным имуществом я охотно поделюсь с тобою, если  я богаче тебя. А если беднее — с благодарностью приму дары от тебя». С удовольствием выслушав эту речь, Александр протянул Таксилу правую руку и сказал: «Не думаешь ли ты, что благодаря этим радушным словам между нами не будет сражения? Ты ошибаешься. Я буду бороться с тобой благодеяниями, чтобы ты не превзошел меня своей щедростью». Приняв богатые дары от Таксила, Александр преподнес ему дары еще более богатые, а потом подарил тысячу талантов в чеканной монете. Этот поступок очень огорчил его друзей, но зато привлек  к нему многих варваров.

 

61778640_1279696739_36535729Философская битва.

Много хлопот доставили Александру индийские философы, которые порицали царей, перешедших на его сторону, и призывали к восстанию свободные народы. Однажды Александр захватил в плен десять гимнософистов (брахманов-философов) из числа тех, что особенно старались склонить Саббу (местного царя) к измене и причинили македонянам немало вреда. Этим людям, которые были известны своим умением давать краткие и меткие ответы, Александр предложил несколько трудных вопросов, объявив, что того, кто даст неверный ответ, он убьет первым, а потом — всех остальных по очереди. Старшему из них он велел быть судьею.

Первый гимнософист на вопрос, кого больше — живых или мертвых, ответил, что живых,  так как мертвых уже нет. Второй гимнософист на вопрос о том, земля или море  взращивает зверей более крупных, ответил, что земля, так как море — это только часть  земли. Третьего Александр спросил, какое из животных самое хитрое, и тот сказал, что самое хитрое — то животное, которое человек до сих пор не узнал. Четвертый, которого спросили, из каких побуждений склонял он Саббу к измене, ответил, что он хотел, чтобы Сабба либо жил прекрасно, либо прекрасно  умер. Пятому был задан вопрос, что было раньше — день или ночь, и тот ответил, что день был на один день раньше, а потом, заметив удивление царя, добавил, что задающий мудреные вопросы неизбежно получит мудреные ответы. Обратившись к шестому, Александр спросил его, как должен человек себя вести, чтобы его любили больше всех, и тот ответил, что наибольшей любви достоин такой человек, который, будучи самым могущественным, не внушает  страха. Из трех остальных одного спросили, как может человек превратиться в бога, и софист ответил, что человек превратится в бога, если совершит нечто такое, что невозможно совершить человеку. Другому задали вопрос, что  сильнее — жизнь или смерть, и софист сказал, что жизнь сильнее, раз она способна переносить столь великие невзгоды. Последнего софиста Александр спросил, до  каких пор следует жить человеку, и тот ответил, что человеку следует жить до тех пор, пока он не сочтет, что умереть лучше, чем жить. Тут царь обратился к судье и велел ему объявить приговор. Когда судья сказал, что они отвечали один хуже другого, царь воскликнул: «Раз ты вынес такое решение, ты умрешь первым». На это софист возразил: «Но тогда ты окажешься лжецом, о царь, ведь ты сказал, что первым убьешь того, кто даст самый плохой ответ». Богато одарив этих гимнософистов, Александр отпустил их.

 

Современный российский писатель Сергей Алексеев в своих произведениях утверждает, что Аристотель имел свою корысть от завоевательного похода Александра. Стремясь к мировому идеологическому господству, он хотел уничтожить мировоззренческое наследие Востока. Поэтому, пока македонская армия грабила шелка и злата, его люди уничтожали библиотеки. В Индии Александр стал понимать скрытую цель похода, чего не хотел и боялся Аристотель. Поэтому, Александр скоропостижно скончался.

В.Овсянников

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *