Что первично: труд или культура?

girl lying in a meadow enjoying the sun
girl lying in a meadow enjoying the sun

Современного городского жителя неизменно тянет на природу, поближе к земле. Города сдавливают жизненное пространство человека нагромождением домов, движением транспорта, отравленным заводскими выбросами воздухом, людской толкотней в автобусах и супермаркетах, табачным дымом и мертвой пищей в красочных упаковках. Города сдавливают внутренний мир человека постоянным шумом, навязчивой рекламой, необходимостью работать на идиотов, следовать античеловеческим правилам и порядкам, терпеть унижение и хамство, лицемерить, лгать, изменять и предавать… . И только вдохнув полной грудью чистый степной или лесной воздух, окунувшись с головой в умиротворяющую прохладу реки и застыв от изумления природной тишиной, вырвется из глубин человеческой сути: Вот так бы жить! И вспоминается из детского мультфильма образ мамы дяди Федора, полюбившей Простоквашино.

Но, присмотревшись в реалиях на деревенских жителей, становится подозрительным их угрюмость. Здесь и чистый воздух, и здоровый и благодарный труд на земле, и продукты настоящие, и тишина, да и природа порой сказочная. А не по годам старость и болезненность отпечатаны на их лицах, сварливость, одиночество и убогость в характере. И это даже при достойных домах и тучной корове. Значит, уметь жить — это не только уметь работать.

 

Жить без зависти к ближнему.

Лев Толстой определял образование как «образ разума», т.е. способности воспринимать мир и его реальность. Спросите сельского жителя: что главное в жизни? Он ответит: Шоб їсти було шо! И вращается вся жизнь вокруг огорода, курятника и свинарника. Про них и все разговоры, а еще про жука, засуху и правительство. Но давайте вернемся к истокам, ведь известно, что Ведическая цивилизация строилась на земледелии, но в основе жизни лежала культура, способная поддерживать в человеке человеческое и пробуждать — божественное.

Центрами образования были Храмы, частные школы брахманов и ашрамы мудрецов. В школах обучали грамматике, логике, различным наукам, которые изложены в прикладных разделах ведической литературы. В Храмах обучали теологии, проводились ритуальные празднества по случаю рождения детей, свадеб, сбора урожая и празднования религиозных событий. В ашрамы уходили для углубленного изучения философии, для овладения практиками йоги и медитации, тайных знаний и формирования характера. Но первостепенно человек постигал путь своей судьбы. Каждый знал из «Бхагавад Гиты», что «важно исполнять свой долг, а следовать по чужому пути – опасно». Это значило, что не надо подражать другим, вживаться в их образы. Надо прожить свою жизнь, выполнить свое предназначение. В результате человек получал просветленный разум, что было высочайшей ценностью приобретаемой за прожитую жизнь. Именно «ценностью» – ибо только просветленный разум давал право на независимость от материальных обстоятельств.

 

Воля и характер

 Каждый хочет быть счастливым. И счастье для человека – это когда ему хорошо. Но «не все коту масленица». Поэтому за свое «хорошо» приходится бороться. Веды учили: не важно, что ты имеешь, ибо когда-нибудь всего лишишься; важны лишь твои познания, а знания – это твоя воля к праведности и характер. Их приобретают навечно. В «Махабхарате» есть эпизод, когда царский министр решил проверить, как юные царевичи учатся в школе. Старший из братьев спокойно и с достоинством сказал, что выучил лишь санскритский алфавит и первое предложение букваря, возможно еще и второе. Министр взял палку и решил выбить лень из будущего наследника престола, ведь зачем стране нерадивый правитель. Но когда он бил мальчика, тот оставался невозмутимым, на его губах блуждала улыбка. В какой-то момент министр засомневался в наказании и посмотрел в открытый букварь. Первое предложение гласило: «Ни на кого не гневайся и никогда не обижайся, будь терпелив и спокоен — все пройдет». А второе: «Всегда говори правду и ничего кроме правды».

Все былины и сказания всех народов передают важное для каждого послание: правда делает человека сильным и бесстрашным. А в «Бхагавад Гите» объясняется, что бесстрашие – это результат праведной жизни и развития духовного знания, которому способствуют: благотворительность, самообладание, неприменение насилия, всепрощение, доброта, скромность, нежелание искать недостатки в других, свобода от гнева, зависти и алчности. Эти качества свидетельствуют о пробуждении в человеке божественной природы.

 

Дар человеческого общения

Божественное всегда ассоциируется с религией. И это верно. Человечеству нужны идеалы более чем земного существования. И если жизнь — это путь, то никто не скажет, что это — путь в никуда. Божественное живет в гармонии и в целостности природного миропорядка, служа человечеству пищей, кровом и жизненной энергией. Но чему служит человек? Извращениям своего ума, похоти и гордыни? Когда все сотворенное служит тебе, легко воцарить себя на троне природы. Поэтому вся обозримая и необозримая история человечества – это утверждение права сильного на существование. Сильного значит – разумного. Природа оказывается разумней, поэтому сильнее.

Веды учат принимать вселенский миропорядок и жить в гармонии с ним, выполняя свое человеческое предназначение. В этом разум, а значит — сила. А сильные бесстрашны. Страх и счастье – несовместимы. Кто не боится жить, тот не боится умереть. Только счастливые и бесстрашные люди могут наслаждаться обществом друг друга, дарить радость общения. А ведь это редкость. Люди общаются только ради выгоды, а остальное время смотрят телевизор. Им не о чем общаться, если пересказаны все новости дня, высказаны все планы и эмоции. Поэтому и пьют на Руси (что русской, что украинской), вытравляя в себе одиночество и не воплощенные в жизнь мечты. Только трезвые и здравомыслящие люди могут полноценно чувствовать вселенскую гармонию жизни, трансформировать ее в творчество и культуру, и через общения обогащать друг друга.

Без этого и стремится человек в неведомое, чтобы вырваться из деревенской парадигмы: жизнь ради еды. Стремится в надежде, что где-то в городах найдется завалявшаяся первозданность культуры человеческого общения. И город заставляет их выживать, и ради выживания – общаться и образовываться. Только образовываться под городской формат, ради положения, признания, зарплаты. А, в конце-то концов, — ради еды. И чем более образован человек, тем более одинок, потому что все образованное им – внешнее, без положения, денег и здоровья он как личность никому не нужен.

Поэтому, что первично: труд или культура – каждый решает для себя сам, ибо пути в никуда не бывает.

В. Овсянников

166612

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *